Восточные мистики говорят, что нет никакой объективной реальности, а то, что вы видите, чувствуете и воспринимаете — есть лишь порождение сансарического ума, тяготеющего к удовольствиям и стремящегося избежать страданий.
Пожалуй, для того самого сансарического ума это звучит немного вычурно и нереалистично. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что ваш сосед по лестничной клетке, может быть, живет в совсем другом мире, по совсем другим понятиям. Что некто, кто входит в вашу комнату видит и воспринимает её совершенно иначе, нежели вы. Что такие вещи, как любовь, комфорт, отношения, деньги, власть, социальный статус и даже еда могут иметь многочисленные и весьма различные значения для каждого из нас. Что уж говорить о представлениях «что такое хорошо, и что такое плохо»…
Конечно, для нас, живых существ в человеческом обличии, живущих на этой планете, есть некая общая реальность — так называемое, коллективное бессознательное, которое хранит опыт многих поколений, миллиарда женщин и мужчин, которые уже жили, любили, строили отношения и строили дома, рожали детей, самоутверждались, изучали Вселенную и бог весть что ещё. И весь этот многочисленный опыт записан где-то на подкорке и помогает нам (если только мы готовы к нему прислушаться) избегать ошибок и быть более успешными на пути к счастью и его причине.
Однако для большинства людей реальность является порождением в гораздо большей степени опыта индивидуального, нежели коллективного. Мы уже родились в той культуре, в которой родились — для нас не норма, когда официант приносит сахар к нашему кофе в ладошке и высыпает оттуда прямо в стакан, а хлеб достает из кармана брюк. Мы уже были воспитаны вполне конкретными родителями, которые придерживались или не придерживались определенных методов воспитания, что сформировало у нас весьма индивидуальные страхи, привычки, предпочтения и представления о наградах и наказании.
От людей из близкого окружения в детстве мы унаследовали представления о мире как о месте прекрасном и безопасном, полном возможностей и даже намерений нас осчастливить, или о месте страшном и опасном, где «все двери перед нами закрыты», а за углом обязательно подстерегает тот, кто хочет отнять у нас деньги и крупицы достоинства. Поощряли ли взрослые наши склонности или стремились по какой-то причине развивать то, что нам давалось с трудом. И были ли какие-то склонности и чем они были обусловлены. Встретили ли мы в детском саду детей счастливых или жестоких, потому что такими их сделали родители, которых те, в свою очередь, не выбирали также, как мы не выбирали своих… Мы выросли в стране, где все друг друга боялись, где все рушилось, или где все строилось, или в деревне, где все друг друга знали и были готовы помочь, а может, в той, где все выпивали и продавали в рабство своих детей. Насколько сильно в нашей семье и/или культуре пропагандировались те или иные ценности…
Ни тело (генетику), ни родителей, ни страну, ни время, в которое нам выпало родится, мы не выбирали. Во всяком случае, мы не помним, как мы это делали (хотя и можем верить в обратное, чтобы якобы контролировать происходящее). Все это с человеческой точки зрения (то есть пока мы не видим широкого контекста и замысла или не выбрали себе веру, которая бы придавала этой истории особый смысл) лишь хаотичный набор обстоятельств, к которому мы по большому счету не имеем отношения. Так или иначе, все это не наш выбор.
Мы «выбираем» свободу на самом деле лишь потому, что боимся привязанности, потому что в детстве мама нас рано оставила. Мы выпиваем или не выпиваем по вечерам, потому что так делал наш отец. Мы боимся того, чего нас научили боятся. Мы протестуем против системы, потому что в подростковом возрасте нас лишили возможности протестовать против семьи. Мы занимаемся йогой, потому что думаем, что это «правильно», но это самое «правильно» сформировано также лишь индивидуальной реальностью нашего тела/ума. Мы выбираем вегетарианство, потому что это кажется логичным, а на самом деле потому, что нам это позволяет генотип, климат, культура, а может потому что мы слишком чутки к страданиям, которых мы много видели или вообще не видели в детстве. Мы стремимся заработать или отвергаем материальные ценности — в зависимости от того, какое у нас отношение к тому, что эти ценности символизируют. Мы бережем себя или наоборот изматываемся в отношениях, изматываемся на работе — в зависимости от того, на чем базируется наша самооценка.
Короче, мы получаем индивидуальный и именно свой опыт. И легче делать это, когда знаешь, что существование не ошибается и каждый едет в своем поезде, в своем вагоне и со своими попутчиками. И все хорошо, а что не хорошо — легко исправить. И все проблемные убеждения, формирующие реальность корректируются психотерапией (если вы дочитали до этого места, то ваши — точно корректируются). Если только одна фундаментальная ошибка — мы думаем, что то, что мы думаем — объективная реальность. Что то, что хорошо для нас, хорошо для всех. И именно это называется эгоизмом, вне зависимости от того, какие ценности мы пропагандируем. Это все равно, что вы силком пытались бы запихнуть в московский поезд пассажира, которому надо в Багдад…
Когда встречаются два человека, вне зависимости от того, кажется ли им, что у них много общего или что общего нет ничего — встречаются две Вселенные, две совершенно разные психические реальности. И это прекрасно. Просто космос. Но только если вы даете «другому» шанс быть другим.
И вот вам напоследок маленький ключик — если вы считаете, что нечто объективно правильно и объективно ведет к счастью и избавлению от страданий, универсально для всех (а особенно полезно для самого близкого вам человека) — вы сбились с пути. И именно это ваше «объективно правильное» нечто является, вероятнее всего, плодом внутреннего конфликта или нереализованного желания, уходящего корнями в детство. Подвергайте сомнению и исследуйте.
Хороший текст.
НравитсяНравится